escort 5456665854

Что означает театральная критика

Что означает театральная критика

Профессия театральных критиков стремительно исчезает, а люди, пишущие о театре, становятся простыми экспертами, журналистами, блогерами, информаторами, идеологами, оценщиками и прочее.

Со стороны может показаться, что непосредственно театральной критикой специалисты занимаются довольно редко. Это можно сравнить с тем, как актер за свою театральную жизнь всего несколько раз ощущает себя великим, так и люди пишущие о театре не всегда могут сказать, что пишут именно о художественной критике. Конечно, не стоит думать, что театральная критика – это высказывания о спектакле или умозаключения театроведов, которые указывают на место данного спектакля в ряду других сценических явлений. Газетные тексты критиков театра, представляют собой что-то вроде симбиоза знаний про театр и журналисткой деятельности. Больше всего, это простые заметки, соображения, анализ действий на сцене, впечатления. Однако, сущность театральной критики, определяющая профессиональную суверенность совсем в другом. Ведь театральная критика — это глубокое, органическое занятие, изначально художественное.

Удивление вызывают высказывания режиссеров или актеров по поводу того, что суть их творчества таинственная и непонятная для критики (вроде того, что надо самому спектакль поставить, чтобы понять…). Критики к текстам спектакля относятся как к процессу создания роли, а также как к сочинению партитуры режиссера. Простыми словами, театральная критика больше походит на совмещение режиссуры и актерского мастерства. Однако, понятие литературной критики, никогда не обсуждается коллег-театроведов, что само собой для них и так очевидно.

Стоит напомнить, что театральная критика в России возникала исключительно благодаря перьям великих писателей. Это были своего рода, родоначальники большинства театральных жанров. Например, Николай Карамзин написал первую рецензию, а Петр Вяземский — фельетон (например, на «Липецкие воды»), также он же является автором первого известного портрета драматурга (про жизнеописание Василия Озерова в Собрании сочинений, написанном посмертно). В. Жуковский, например, создал первый жанр «роль актера», в котором описал девушку Жорж в Дидоне и Семирамиде. Известный писатель Александр Сергеевич Пушкин является родоначальником «замечаний» и заметок, Павел Плетнев написал одну из первых теоретических статей об актерском искусстве, используя при этом, в буквальном смысле слова, тезисы «от Станиславского». А вот, Н. Гнедич и А. Шаховской одними из первых занимались публикациями переписок.